Если знакомый или родственник просит разрешения оставить ваш номер телефона в качестве 3-го лица при оформлении займа или кредита, дважды подумайте, прежде чем соглашаться. Как показывает практика, в 30-40% случаев контактные лица жалеют о том, что согласились на такое предложение, потому что в случае просрочки платежа им начинают названивать круглые сутки в поисках заемщика и денег.
Почему звонят именно вам?
Причин таких звонков от кредитора может быть несколько:
- Вы являетесь поручителем по кредиту или займу. В этом случае звонки оправданы и имеют место быть, ведь по договору ответственность за надлежащее исполнение условий лежит и на поручителях.
- Вы вступили в наследство умершего родственника, у которого были непогашенные кредиты. По закону вместе с наследованием собственности умершего на наследника переходят все непогашенные обязательства перед кредиторами при жизни. В этом случае вы становитесь полноценным приемником должника и обязаны вернуть деньги.
- Вы оформили сим-карту, которой раньше пользовался должник, а теперь вам звонят кредиторы и просят передать трубку некому гражданину, которого вы даже не знаете. Такое случается сплошь и рядом. Дело в том, что уже через несколько месяцев «простоя» оператор вправе продать номер другому клиенту.
- Ваш номер телефона оставил знакомый, родственник, коллега и т.д. в качестве контактного лица при заполнении анкеты на займ, а сам допустил просрочку.
- Вы являетесь супругом(ой) должника. При оформлении займа он указал эти сведения, предоставил ваш номер телефона.
Что делать, если звонят по чужому долгу?
Если вам начали поступать регулярные звонки о чужом долге, нужно составить письменную претензию кредитору (банк, МФК, коллекторы) с требованием удалить номер телефона из базы и прекратить звонки.
Все попытки третьих лиц высказать свои претензии по телефону абсолютно бесполезны. Например, один сотрудник коллекторского агентства войдет в ваше положение, перестанет звонить, а его сменщик продолжит названивать с новой силой.
Лучше всего отнести претензию лично кредитору, попросить поставить на ней подпись и печать принявшей стороны. Если нет возможности лично доставить заявление, нужно сделать копию и отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении и описью.
Впоследствии с этими бумагами можно будет обратиться в суд. Они докажут, что кредитор получил претензию, но не исполнил требование.
Если эти действия ничего не изменили, если кредиторы продолжают звонить и писать смс по чужому долгу, можно воспользоваться более жесткими методами противодействия взыскателям.
Что говорит закон о звонках по чужому долгу?
Главный закон, регулирующий меры по взысканию просроченной задолженности — ФЗ No230 «О коллекторах». Именно он диктует условия, согласно которым взыскатель может звонить и контактировать с 3-ими лицами (родственники должника, супруг(а), коллеги, друзья и т.д.)
Чтобы правомерно совершать звонки, у взыскателя должно быть письменное разрешение должника на контактирование с 3-ими лицами, чьи номера были указаны в анкете, а 3-е лицо не должно изъявлять нежелание этого.
То есть, по закону кредитор не может звонить по чужому долгу, если 3-е лицо против, а заемщик-должник не давал согласие в письменном виде на такие звонки или другие пути контактов.
Коллекторы не имеют права звонить третьим лицам по чужим долгам без согласия на то всех заинтересованных сторон. Нарушение этого закона является отличным подспорьем для составления и направления жалобы в соответствующие инстанции: суд, прокуратура, ФССП, Роспотребнадзор, ЦБ РФ.
Жесткие меры противодействия коллекторам
Если коллекторы не отступают и продолжают звонить, несмотря на все устные и письменные заявления третьего лица, нужно принимать жесткие меры борьбы с надоедливыми звонками:
- Контактное лицо может установить специальное приложение на телефон, которое блокирует все звонки и смс-сообщения с номеров коллекторских агентств. База постоянно пополняется, но этого недостаточно, потому что коллекторы постоянно меняют телефоны и каждый раз звонят с новых номеров, еще не добавленных в базу. Этот способ позволяет заблокировать порядка 50-70% всех звонков. Вариант не подойдет контактным лицам, у которых телефон не поддерживает установку соответствующего приложения, а также тем, кому звонят на домашний стационарный телефон.
- Контактное лицо, которому звонят взыскатели из коллекторского агентства по чужому долгу, может написать жалобу в ФССП (служба судебных приставов). Именно она осуществляет надзорные функции за коллекторскими агентствами. Если коллекторы нарушают ФЗ No230, третье лицо может позвонить в ФССП, прийти в местное отделение судебных приставов и подать жалобу. Перед подачей заявления нужно узнать, из какого коллекторского агентства звонят, записать ФИО звонящего сотрудника, иначе заявление не примут.
- Контактное лицо может пойти в полицию и написать заявление о нарушении коллекторским агентством закона о неприкосновенности частной жизни и т.д.
- Контактное лицо может обратиться в суд для взыскания морального ущерба от действий кредитора, который нарушил ч. 5 ст. 15.26.1 КоАП РФ. Она предусматривает штраф от 50 до 100 тыс. руб. за любые действия по возврату просрочки, которые нарушают нормы, предусмотренные законодательством РФ.
Имеют ли право звонить по долгу супруга(и)?
Это сложный вопрос, требующий детального рассмотрения. Представим, что муж взял займ и не смог вовремя расплатиться. ст.45 Семейного кодекса гласит, что по кредитным обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено только на имущество этого супруга. Можно сделать вывод, что муж должен сам оплачивать задолженность по своему займу. Таким образом, звонки жене со стороны кредиторов можно считать незаконными.
Ответственность жены по кредитным задолженностям мужа наступает только в том случае, если заемные средства были потрачены супругом на семью, израсходованы на общие нужды и т.д. В таком случае звонки жене по долгу мужа будут обоснованными. Однако такие нюансы решаются в суде при взыскании задолженности.