Отзывы лицензий и банкротства банков сейчас стали самой актуальной темой. Она вызывает много дискуссий и слухов, касательно зачистки банковской системы ЦБ. Некоторые даже сделали предположения, что в Центробанк есть свои черные списки, и те банки, которые туда вошли, рано или поздно прекратят свою деятельность.
В ЦБ отрицают наличие подобных списков и заявляют, что под зачистку попадут только те организации, которые будут нарушать правила. В данной ситуации больше всего начинают страдать клиенты, поскольку в такой суматохе сложно понять, что делать и куда идти. Если со вкладами более менее уже стало понятно (получить можно в пределах страховой суммы 1,4 млн.р.), то с кредитами придется повозиться. Если у банка отозвали лицензию или он обанкротился, его активы передаются другому кредитору. Это занимает соответственно приличное количество времени. За этот период могут несколько раз поменяться все реквизиты, и даже если заемщик добросовестно оплачивал, деньги могут затеряться, что испортит его кредитную историю. Поэтому, чтобы не было неприятностей, нужно точно понимать, что делать, если банк, выдавший ипотеку, обанкротился.
Влияние банкротства банка на заемщика.
После объявления о банкротстве, заемщику нужно понимать, что это никак не отменит его обязательств перед банком. Если клиент он будет надеяться на «авось забудут и спишут», то рано или поздно его признают злостным нарушителем, запишут это в кредитную историю, и лишат залога. Все выданные займы относятся к активам банка, которые будут переданы правопреемнику. Поэтому исправно исполнять обязательства по кредиту – это интерес заемщика, ведь никто не отменял снятие обременения с залога. Пока квартиры будет находиться в залоге, с ней ничего нельзя сделать.
Самым сложным вопросом является то, кто станет переемником, как и куда платит, будут ли меняться реквизиты, как сделать так, чтобы не было просрочек, а кредитная история осталась положительной? Банкротство банка условно состоит из трех этапов:
- Отзыв лицензии (объявление о банкротстве). В течение 1 дня назначается временная комиссия. В это время заемщику можно вносить платежи на прежний счет, указав в назначении свое ФИО, № договора и назначение.
- Передача функций от временного управляющего в АСВ. Клиент начинает платить по реквизитам, полученным от АСВ. Клиент может узнать о них на сайте АСВ или в письме, которое будет разослано всем клиентам.
- Продажа тендера на передачу активов от АСВ другой организации. Здесь погашать кредит придется в том банке, который получить право на обслуживание.
Стоит отметить, что все платежные квитанции нужно сохранять в обязательном порядке. Они должны быть заверены надлежащим образом. Часто ипотека выдается через АИЖК, когда банк является только посредником. В данном случае можно найти другую организацию, которая бы перечисляла платежи в АИЖК.
Российское законодательство не обязывает заемщиков следить за положением дел в своем банке. На каждом этапе банкротства банка АСВ обязано письменно уведомлять о происходящих событиях и сообщать о дальнейших действиях заемщика.
Можно ли не платить?
Не платить – нельзя. Возможно, что в первое время, пока идет перестройка бизнеса в обанкротившемся банке, с клиента могут не требовать оплаты кредита, потому что неизвестно, кто возьмет такие активы. Однако, как только все проясниться, все данные о платежах выйдут. Если заемщик отлынивал от исполнения, то к нему применят все причитающиеся санкции: от штрафов до конфискации имущества.
Чтобы защитить себя от подобных неприятностей, лучше стоит вовремя продолжать вносить платежи, сохраняя все квитанции об оплате. Актуальные реквизиты можно уточнять по телефонам горячей линии банка или АСВ, также информация размещена на сайте агентства. Здесь же появляется самая актуальная информация о текущих делах банка-банкрота.
Переход ипотечных кредитов обычно сопровождается переоформлением каких-то документов, например, страховки. Также иногда требуется открытие счета, чтобы вносить платежи, поэтому пойти в новый банк все же придется. После передачи прав правопреемнику, нужно провести сверку всех платежей, чтобы не стать злостным неплательщиком.
Как снимать обременение с залога в банке-банкроте?
Вместе с передачей ипотечных кредитов в банк-переемник передаются и закладные по квартирам. Как только заемщик погашает долг, он запрашивает нужные документы в банке, в котором он теперь обслуживается, и регистрирует право собственности. В качестве документов понадобятся:
- Справка о погашении ипотеки с банка
- Закладная с отметками, что долг полностью погашен, и подписью кредитора.
- Свидетельство о праве собственности.
- Кредитный договор
- Квиток за оплату госпошлины.
Процесс оформления является бесплатным, заплатить придется только за новое свидетельство без записи об ипотеке. Все возникающие вопросы можно решить с временной администрацией, которая занимается делами обанкротившегося банка или в банке-переемнике, которому переданы все дела.