Оформление ипотечного займа представляет длительную процедуру, которая состоит из нескольких этапов. Первым является подача заявки и рассмотрение ее банком. По рекламе и заявлениям сотрудников, срок рассмотрения составляет до 5 рабочих дней.
В случае, если вам нужно решение срочно — подайте универсальную заявку и ваш запрос отправится сразу в несколько банков
- Ставка по ипотеке от 8.5% годовых
- Программа государственной поддержки
- Сумма до 12 млн рублей
- Первоначальный взнос от 15%
- Срок кредитования — от 3-х до 30 лет.
- Рассмотрение заявки — 1-3 дня.
На практике это дело затягивается до нескольких недель. Это связано с тем, что банк изучает представленный пакет документов, анализирует данные и составляет прогноз платежеспособности заемщика. Чем больше документов, созаемщиков, поручителей, тем дольше будет процесс рассмотрения, поскольку нужно изучить досье каждого. Время рассмотрения также зависит от вида представленных документов. Так, со справкой 2НДФЛ и трудовой книжкой скорость рассмотрения будет выше, чем со справкой по форме банка и трудовым договором.
Кто рассматривает заявку на ипотеку?
В этом процессе задействуются сразу несколько отделов:
- Автоматический скоринг. После заведения всех данных в базу, они проходят через систему скоринга – автоматическая обработка данных, по итогам которой выставляется сумма баллов. Если она не дотягивает до определенного значения, то клиенту придет отказ, если все в порядке, то ипотечная заявка передается на следующий этап. На этом этапе система автоматически запрашивает данные с БКИ о наличии действующий и погашенных кредитах, задолженностях, просрочках и проч. Если КИ окажется плохой, то шансов на одобрение практически никаких.
- Служба безопасности. После положительного скоринга документы передаются службе безопасности, где они проверяются на подлинность и действительность. Для этого делаются запросы в ФМС (для проверки подлинности паспортов), в налоговую (для информации о задолженности по налогам), в ПФР и проч. Делается запрос и в организации, где работают заемщики, поручители, созаемщики. В случае необходимости, сотрудник службы безопасности лично посещает указанные организации и наводит о ней справки по своим каналам.
- Аналитический отдел. Здесь специалисты делают анализ указанных клиентом данных и составляют прогноз о способности клиента оплачивать по ипотеке на протяжении запрашиваемого срока. Также здесь анализируются представленные документы.
- Отдел рисков. Здесь оцениваются возможные риски невыплаты по ипотеке, насколько стабильная работа у заемщика, каков риск сокращения в данной организации или прекращения деятельности, каков средний срок работы специалистов. Если текучесть кадров большая, финансовая ситуация компании плохая, а клиент меняет работу каждый полгода-год, то риски для банка значительно возрастают. Например, клиент работает риелтором или занимается продажами. В этом случае его доход буде зависеть от объема выполненной работы, нет стабильной зарплаты. Вероятность отказа такому клиент возрастает.
После прохождения всех этапов проверки, выносится решение о предоставлении кредита или отказе. При положительном решении рассчитывается максимальная сумма, которую может предоставить банк.
Если на каком-то этапе возникают вопросы, то у клиента запрашиваются уточнения. Например, если в качестве доп.дохода клиент указывает работу по контрату/договору, то у него могут запросить сам контракт и справку 2НДФЛ по дополнительному заработку или справку по форме банка (если подработка неофициальная). Если клиент получает доход от сдачи в аренду старой квартиры, то банк может потребовать предоставить договор аренды или выписку с текущего счета о целевых зачислениях.
Как можно ускорить рассмотрение заявки?
Скорость рассмотрения зависит от некоторых факторов:
- Факт обслуживания клиента в банке. Если клиент никогда не обслуживался в банке, то и отношение к нему будет более внимательным. Если клиент получает зарплату в данном банке, имеет вклады, кредиты, карты, то общая картина у банка уже складывается. Зарплатным клиентам ипотеку могу одобрить по двум документам в минимальные сроки, поскольку данные о зарплате и работодателе уже известны.
- Предоставляемые документы. Если заемщик предоставляет трудовую книжку и 2НДФЛ, то вопросов к нему будет меньше, поскольку информация в них имеет официальный характер. Когда представляются трудовые контракты или договоры, а в качестве подтверждения доходов – справка в свободной форме или по форме банка, то на изучение уйдет больше времени, т.к. такие документы легко подделать.
- Поручители и заемщики. Вовлечение дополнительных лиц в ипотечную сделку повышает вероятность положительного решения по ипотеке с одной стороны, а вот с другой банку потребуется больше времени, чтобы изучить каждого из них.
Таким образом, факторов для изменения скорости рассмотрения заявок достаточно. Кроме вышеперечисленных, на сроки рассмотрения будут влиять работающие в банке системы анализа потенциального заемщика, качество программного обеспечения, опыт сотрудников работы с особенностями ипотеки и проч.
Исходя из всего вышеперечисленного, стандартная заявка на ипотеку будет рассматриваться в течение 5-7 дней. Если клиент имеет зарплатную карточку, то срок уменьшится, а если клиент до этого не обслуживался в банке, и в сделке участвуют поручители и созаемщики, то сроки могут растянуться до месяца.