При подаче заявки на ипотеку многие заемщики сталкиваются с отказами. Банк может отказать на этапе приема документов, на этапе рассмотрения или даже подписания кредитной сделки. В каждом случае есть свои объективные причины, которые на практике не раскрываются банком для клиентов. Это делается кредитором для того, чтобы не ущемить свою репутацию, ведь риски, по которым банк отказал, иногда могут задевать личные качества человека или ущемлять его мнение. Чаще всего формулировка отказа звучит, как «без объяснения причин».
Это очень задевает потенциального заемщика, который имеет приличный доход и финансовую стабильность. Поскольку истинных мотивов отказа фактически не узнать, можно делать предположения, почему так вышло. Рассмотрим подробнее, зачем банки отказывают в ипотеке, каковы самые распространенные причины отказа, как этого можно избежать и когда обращаться повторно?
Отказ в ипотеке.
Процесс принятия решения по ипотеке состоит из нескольких этапов: прием документов, первичная беседа, проверка документов на актуальность и достоверность, изучение кредитной истории, согласование предмета залога, выдача кредита. На каждом этапе банк может отказать в дальнейшем рассмотрении, исходя из полученных результатов.
Иногда ситуация, казалось бы идеальная: состоятельный клиент, высокий доход, положительная история и отказ. Это приводит клиентов в шок: как так и за что? На самом деле выяснять отношения, почему так произошло, конечно же, бесполезно – банк останется при своем мнении, однако, поинтересоваться можно. Рассмотрим самые распространенные причины отказа
Распространенные причины отказа в ипотеке.
- Не хватает дохода. У многих клиентов официальный доход оказывается ниже, чем номинальный, поэтому уже на этапе подачи документов клиенту может отказано в дальнейшем рассмотрении заявки. В данном случае можно документально подтвердить неофициальный доход, если есть возможность, хотя особой роли для клиента он не сыиграет .
- Поддельные документы. Чтобы соответствовать требованиям банка, клиенты иногда могут предоставлять подложные документы. Так, поддельную справку 2НДФЛ с более высоким доходом достать не составит особого труда. Справки с ложными данными могут добываться через знакомых, занимающих руководящие посты. Такой вариант иногда «прокатывает», однако, в штате службы безопасности крупных банков работают профессионалы, которые, при выявлении подобных действий, могут не только дать отказ в ипотеке, но и занести человека в черный список. Также они могут подать об этом сведения в БКИ и межбанковскую базу лиц, предоставляющих ложные сведения. Тогда принимать на обслуживание такого обманщика-клиента не будет ни одна организация.
- Нехватка средств на первый взнос. Несмотря на то, что многие кредитные учреждения предлагают оформить ипотеку с минимальным ПВ (0-20%), что является больше маркетинговым ходом, на деле по таким заявкам чаще всего приходит отказ. Служба безопасности начинает пристально изучать заемщика, который уже пытается сэкономить на первом взносе: достаточно ли у него дохода и не возникнет ли проблем с оплатой. В идеале заемщик должен иметь 30-50% от стоимости жилья или уже иметь в собственности недвижимость.
- Негативная кредитная история. Если у клиента уже была значительная (более 90 дн.) просрочка по предыдущим кредитам, то вероятность отказа огромная. Более клиентоориентированный кредитор, у которого мало ипотечных клиентов, может пойти на встречу и закрыть глаза на некоторые «прегрешения», а вот крупные банки вряд пустят на следующий этап.
- Система скоринга. В каждом банке есть система скоринга, в которой клиент набирает баллы: набрал нужное количество – двигаемся дальше, нет – отказ. Программа формирует портрет целевого заемщика.
- Трудовая нестабильность. Не любят кредиторы клиентов-летунов, которые часто меняют места работы. Постоянные увольнения могут свидетельствовать о ненадежности клиента, особенно, если между ними большие перерывы.
- Долги по алиментам, налогам, штрафам. Сотрудники службы безопасности легко узнают об этом, поэтому наличие подобных невыплат отрицательно может сказаться на решении по ипотеке.
- Неверно указаны сведения. Если клиент указывает телефоны, а банк не может на них дозвониться при проверке, то скорее всего будет отказ или клиента попросят указать точные данные.
- Большая закредитованность. Если уже есть действующие кредиты, то нагрузка увеличивается. Клиент может просто не пройти этап расчета кредитоспособности.
- Неуверенность. Если клиент ведет себя неуверенно, путается в данных, сбивается, уточняет данные по телефону или вообще находится в сопровождении, то ему, скорее всего, будет отказ. Кредитный специалист может отметить в системе о поведении клиента на его визуальный осмотр, на что скоринг выдаст отрицательное решение. Если у клиента самые честные намерения, то стоит быть готовым к подробным вопросам о работе, целях покупки недвижимости и проч. Резко реагировать « зачем Вам это нужно» или « я не собираюсь отвечать на подобные вопросы» не стоит.
- Наличие судимости. Ранее судимым людям получить ипотеку фактически невозможно. Исключение может составлять условная судимость, но вероятность здесь также мала.
- Выбор клиентом неподходящей залоговой недвижимости. Залог должен быть ликвидным, проходить банковскую экспертизу, соответствовать требованиям.
Таким образом, причин отказа в ипотеке возможно много. Это может быть просто скоринг, который не проходят клиенты с положительной историей и высокими доходами (банку тоже невыгодно, если ипотека погасится уже в первые пару лет), либо серьезные нарушения клиента.
Повторное обращение.
Обратиться с повторной заявкой в банк, который уже отказал, возможно. Но для этого должно пройти некоторое время. Этот срок каждый кредитор устанавливает самостоятельно. Это может быть месяц, три месяца, полгода. Если обратиться ранее, то скоринговая система автоматически выдаст отказ, и срок моратория начнется заново.